В своих скульптурных работах Пикассо, как и в живописи не был чужд экспериментам, связанных с преобразованиями действительности прибегая к простым геометрическим формам.
Данная скульптура посвящена Фернанде Оливье – первой пылкой влюблённости великого художника. Юная девушка обладала яркой внешностью и броской красотой, о чём можно судить по оставшимся фотографиям пусть и не очень хорошего качества. Скульптура же не передаёт ни очарования Фернанды, ни портретного сходства, впрочем, Пикассо к этому и не стремился. Главной его задачей был поиск новых способов взаимодействия отдельных частей в составе целого. Вот и голова прекрасной Фернанды как будто бы «собрана» из отдельных угловатых фрагментов. Явственно различить можно только разрез глаз, острый нос и поджатые губы.
Работа выполнена из гипса. Здесь мы видим хаотичное пересечение граней и объёмов, составляющие, тем не менее, гармоничную композицию со своим ритмом и неповторимой эстетикой, пусть и необычной на первый взгляд.
Несомненно, при желании Пикассо мог реалистично и с предельной точностью изобразить своих избранниц, достаточно вспомнить портреты Ольги Хохловой. Но это был бы не Пабло Пикассо, если бы сводил своё творчество просто к фотографическому отображению реальности.
Сегодня очень сложно сказать, почему скульптурные работы художника именно такие – то ли это попытка воплотить постулаты кубизма в камне, а то ли это отображение психологического состояния героини или олицетворение её характера. Однозначного ответа на этот вопрос нет, и каждый, наверное, может найти свои первопричины. Хотя вряд ли Пикассо нуждается в поисках первопричин…
Сегодня необычная гипсовая скульптура находится в Лондоне, в галерее Тейт.
Скульптура испанского художника Пабло Пикассо «Голова женщины (Фернанда)» 1909 г. Тейт Британия