Картину «Поцелуй» по праву относят к одной из лучших работ позднего периода творчества Пикассо.
Гиперболические лица, слитые в поцелуе… Здесь преувеличено всё – глаза, носы, уши, завитки бороды. В своей необычной манере, далёкой от реализма, мастер смог каким-то непостижимым образом передать и накал страстей, и разные эмоции двух целующихся людей.
Женщина на полотне чувственная, любящая и страстная. С безграничной преданностью и доверием она льнёт к любимому мужчине. Глаза её сведены к переносице – именно столько усилий требуется, чтобы рассмотреть любимые черты.
Мужчина же демонстрирует совсем иные эмоции. Он выглядит отрешённым и застывшим. Его огромные глаза устремлены вдаль, и совсем не ищут преданных глаз женщины.
Удивительный феномен картины состоит в том, что изображённые люди, застигнутые в таком интимном моменте, как поцелуй должны быть очень близки, однако, картина явно демонстрирует между ними непреодолимую огромную дистанцию в эмоциональном плане.
Техника, используемая художником в этой работе, далека от однородности. То ли Пикассо намеренно использовал различные приёмы, то ли такая стилистическая многогранность обусловлена слабым зрением мастера, вынуждающим постоянно вносить коррективы. Какие-то мазки на полотне отличаются точностью и выверенностью, другие же, напротив, – характеризуются поспешностью и «легкостью».
Колорит, на котором остановился художник, также несвойственен позднему Пикассо. Это голубые, синие и серые тона. Словно в конце своей жизни мастер вновь вспомнил о меланхоличном и тоскливом голубом периоде своего творчества ещё в начале художественного пути длиною в жизнь.
Картина при всей своей авангардности – изломанные лица, неправдоподобные пропорции, деформированные линии, чрезвычайно эмоциональна. Ей ни чужда обличительность, но без агрессии, которую можно уловить в более ранних работах Пикассо.
Сейчас картина находится в Париже, в музее Пабло Пикассо, и она неизменно привлекает внимание своим необычным представлением пространства, фигур и демонстрацией человеческих страстей и эмоций. Этот неисчерпаемый интерес, который живёт уже много лет, является очевидным подтверждением самобытности великого мастера изобразительного искусства, Пабло Пикассо.
Пабло Пикассо «Поцелуй» 1969 г. Холст, масло. 97 x 130 см. Музей Пикассо, Париж, Франция