Главная » Война в Испании. Герника. Вторая мировая война

Война в Испании. Герника. Вторая мировая война

5warВ 1936 году в Испании вспыхнула Гражданская война. Сторонники молодого республиканского правительства ожесточенно пытались противостоять властным стремлениям военно-националистической диктатуры во главе с генералом Франко и установлению фашистского режима на испанской земле.

Как истинный патриот, Пабло Пикассо не мог остаться в стороне от происходящих событий. Он не боролся с врагом на поле боя, не бросался на баррикады. Художник делал то, что умел лучше многих – с кистью в руках он выражал свою позицию посредством картин, своими полотнами вдохновлял сражающихся и обличал совершаемые против человечества преступления.

В январе 1937 года художник начал работу над антифашистской гравюрой «Мечты и ложь генерала Франко», состоящей из девяти изображений. Часть средств, полученных от продажи оттисков, художник планировал передавать на нужды республиканского правительства, а оставшуюся сумму направлять в помощь бедствующим жителям Испании. Первоначально, Пикассо планировал продавать оттиски каждой из частей по отдельности, но по окончании работы стало очевидным, что большую впечатляющую силу гравюра имеет в цельном виде. В таком варианте, снабженном дополнительно рукописью яростного стихотворения самого художника, гравюра стала известна борющемуся со злом испанскому народу. Небольшие, имеющие формат почтовых открыток, акватинты с гравюры сбрасывались над расположением солдат, воюющих на стороне Франко.

В своей работе художник смело отображает страдания, охватившие Испанию с приходом диктатора. Горящие дома, женщины и дети в отчаянии убегающие прочь или лежащие мертвыми на полях. В это же время омерзительная фигура генерала Франко копьем атакует солнце, мчась верхом на свинье, торжественно восседает на лошади с выпущенными наружу внутренностями. Только одно может его остановить – изображенный рядом бык, потрошащий чудовище рогами.

В апреле 1937 года произошло событие, потрясшее не только Испанию, но и всколыхнувшее весь мир. Силы фашистской авиации сбросили свыше 20 тонн бомб на Гернику – небольшой мирный баскский городок. В результате этого чудовищного налета культурный и политический центр басков был стерт с лица земли.

Впечатленный жестокостью нацистской власти Франка, Пикассо пишет одно из самых известных произведений антивоенной тематики XX века, названием которого стало имя уничтоженного города – «Герника» (1937).

3war

«Герника» впечатляет и своим масштабом, и содержанием, и заложенным в картине смыслом. Написанное маслом монохромное черно-серо-белое полотно имеет поистине громадные размеры – до 8 метров в длину и 3,5 метров в высоту. Создавая картину, художник не жалел себя, проводя у огромного холста по 14 часов в день. В результате столь неистовой работы, «Герника» была закончена уже спустя два месяца.

В картине нет примет конкретного города. Нет бомб. Только фрагменты человеческих тел, рушащиеся на глазах дома, лишь всепоглощающая агония и боль несутся с полотна, пропитанного дыханием смерти.

Образы упрощены, но при этом наделены большой впечатляющей силой – на лицах с искаженным криком ртом, сдвинутыми высоко на лоб глазами и ноздрями читается весь ужас, который довелось испытать несчастным ни в чем не повинным людям.

В июне 1937 года «Герника» была представлена зрителям на Всемирной выставке в Париже, где стала центральным объектом павильона республиканской Испании. Среди критиков и простых зрителей картина вызвала неоднозначные эмоции. Одни сочли работу худшим произведением мастера, другие увидели в ней предостережение надвигающейся угрозы, грозящей человечеству новой страшной войны. Последние оказались правы.

Художник ощущал нависшую над миром угрозу варварства, ему было знакомо чувство страха перед войной, которую готов был развязать фашизм. Охватывавший его ужас, Пикассо не выражал прямо, а, как художник, использовал для этого свои картины, которые приобретали все большую тревожность, горечь и мрачность: «Плачущая женщина» (1937), «Рыбная ловля ночью на Антибах» (1939). Подобные настроения не отразились лишь в детских портретах дочери художника от Марии-Терезы Вальтер – «Майя и ее кукла» (1938).

В это время художник продолжает создавать и многочисленные женские портреты, моделью для которых теперь стала фотограф Дора Маар – новая муза Пикассо («Плачущая женщина», 1937). С красивым лицом Доры художник обращался очень жестоко, искажая его на холсте и делая практически неузнаваемым.

С началом Второй мировой войны Пикассо покидает Испанию и переезжает во Францию. Он остается здесь на протяжении всего военного времени, несмотря на оккупацию и предложения о переезде и защите, которые неоднократно поступали к художнику из США и Мексики.

Обосновавшись в Париже, Пикассо жил в мастерской, где продолжал работать, создавая свои шедевры. Примечательно, что нацисты не преследовали художника, не конфисковывали его картин (правда, и выставлять их публично не позволяли), хотя стиль творчества Пикассо шел вразрез с представлениями фашистов об истинном искусстве. Испанский художник по их мнению, был мастером, творившим «дегенеративное искусство». Тем не менее, он продолжал работать. Более того, нацисты пытались склонить его на свою сторону, предлагая дополнительные продовольственные и топливные талоны, неоднократно приглашали посетить Германию. Но Пикассо оставался непреклонен. Кроме того, ему сошла с рук реплика, ставшая знаменитой на весь мир. Когда в ходе обыска его мастерской немецкий солдат, увидев фотографию «Герники» спросил художника: «Это ваша работа?» — Пикассо прямо ответил: «Нет, ваша».

Находясь во Франции, художник сближается с местными коммунистами и лично вступает в их ряды. Но идеи партии не захватывают его настолько, чтобы мастер писал картины, служащие их олицетворением и прославлением.

Работы Пикассо периода оккупации не отображают сами военные события, но передают глубокую трагичность происходящего. Он по-прежнему создает натюрморты, только теперь они изображают не изобилие вкусов, а передают эпохальную безысходность, настроения смерти и разрушений, как картина «Натюрморт с бычьим черепом» (1942). Тревога и гнетущий страх исходит от картины «Причесывающаяся женщина» (1940), мотивами войны и смерти говорят полотна «Утренняя серенада» (1942), «Склеп» (1945). Последняя картина стала второй после «Герники» крупной антифашистской работой мастера. Изображенная на ней гора истерзанных, бездыханных тел символизирует пленников, перемолотых машиной смерти, погибших в немецких концентрационных лагерях.

В это же время художник обращается к скульптуре. Его «Человек с агнцем» (1944) олицетворяет надежду и веру в торжество добра и установления мира. И вера была не напрасной: в 1944 году Париж был освобожден, а уже через год весь мир мог вздохнуть свободно. Война закончилась.

Картины Пикассо. Война в Испании. Герника. Вторая мировая война

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*