Покраска стен краской шагрень

Шагрень – что это такое, дефект или вынужденная мера?

Иногда при покраске авто, стен, или любой другой поверхности возникает эффект шагрени, который визуально проявляется в образовании так называемой апельсиновой корки. В ряде случаев он вынужденный и его добиваются специально в декоративных целях. Но чаще возникает по негативным причинам.

Механизм образования таков, что частицы лакокрасочного материала во время окрашивания не образуют единую ровную, гладкую поверхность. Что это такое – понятно, а вот почему возникаешь шагрень при покраске, как добиться такого эффекта или избавиться, описано ниже.

Разновидности

Шагрень разделяется по своей величине. Так, шершавость может быть:

  • практически незаметной;
  • маленькой;

Говоря о размерах, подразумевается отклонение между каждым на десятые/сотые доли мм. Но шероховатость способна быть и в несколько см.

Причины возникновения

Основные причины образования невынужденной шагрени:

  • слабое или недостаточное качество лакокрасочного покрытия (эмали, лака, грунтовки);
  • неполадки или неправильная конфигурация красящего оборудования (краскораспылителя);
  • наличие дефектов на обрабатываемой поверхности;
  • отсутствие надлежащих условий для выполнения работ;
  • покраска при слишком дальнем или близком расстоянии от поверхности.

При некачественной лакокрасочной продукции, она может иметь неоднородную структуру с различными примесями, а во время выхода из распыляющего устройства возможно ее быстрое сворачивание. Такие засохшие частицы на поверхности образуют неровность, в большом количестве они и создают эффект шагрени.

Остро стоит проблема несовместимости ЛКМ между собой. Пи покраске и подготовке базы лучше использовать материалы на одной основе, в идеале от одного производителя.

Как не допустить шагрень

Многие стараются красить без шагрени, так как обычная гладкая поверхность всегда выглядит привлекательно. Если для стен, радиаторов отопления, поверхностей с наличием видимых стыков, шагреневый эффект – это приемлемо и даже приоритетно, то при окраске автомобиля это недопустимо.

Шагрень присутствует практически всегда, вопрос лишь в заметности вооруженным глазом.

Чтобы избежать подобного эффекта стоит использовать только качественные лакокрасочные материалы, исправный, правильно настроенный покрасочный инструмент. При покупке краски, грунтовки, лака, в магазине у продавца можно попросить сертификат соответствия на товар, чтобы убедиться о производстве ЛКМ в соответствии с ГОСТом. Это подтвердит качество продукта на уровне производителя и контролирующих его качество фирм.

При отсутствии уверенности в проведении качественной работы без дефекта после покраски, можно выполнить ее на так называемом пробнике. Возьмите небольшой участок поверхности, окрасьте его. Если никаких проблем не возникнет, окрашивайте дальше.

Не допустить шершавости можно, если выполнять следующие требования.

  • Проводить покраску в условиях правильного температурного режима (+18-24°С), это позволит сохранить лакокрасочному материалу свои свойства, консистенцию, что важно для правильного распыления через краскопульт.
  • Правильно настроить и эксплуатировать краскопульт – с постоянным давлением и правильным расстоянием от окрашиваемой поверхности.
  • Температура металла и окружающей среды внутри бокса должны соответствовать, краска на слишком холодный и горячий металл ляжет не самым должным образом.
  • Лучше проводить работы внутри специальной покрасочной камеры, в ней будут соблюдены все условия по герметичности и температуре.
  • Качество окрашивания во многом будет зависеть от густоты красителя, поэтому его необходимо правильно разбавить растворителем. Правильные пропорции, возможный способ разбавления лучше узнать в инструкции по применению к ЛКМ.

Как убрать шагрень

Если после покраски шагрень все же образовалась, то ее можно попробовать убрать.

Удаление шероховатости происходит путем полировки поверхности. Необходимо приготовить наждачную бумагу разной зернистости (или шлифовальную машинку), полировочные пасты, ведро с теплой чистой водой (желательно дистиллированной).

Начинают с трения наждачкой зернистостью P1200-P1500, соблюдая постоянный уровень усилия при надавливании. При этом металл обливают водой. Вместо наждачки возможна зачистка шлифовальной машинкой, это ускорит процесс.

Далее, полируют наждачкой более мелкой зернистостью P2000-P2500. Конечный шаг – полировка специальными пастами. В идеале применяют три пасты, хорошо подойдет марка 3М (75 или 75).

Хорошим эффектом в полировке обладают абразивные круги Trizact.

Если после покраски авто шагрень убрать не удалось, придется удалять краску и заново проводить окрашивание.

Когда шагрень необходима

Уже продолжительное время эффектом отделывают стены, различные поверхности с дефектами покрытия, чтобы скрыть их. Это проще и в конечном счёте выглядит эстетично, нежели красить неровные стены, на которых гладкое покрытие смотрится не очень привлекательно за счет сильно выделяющихся неровностей. Эффективно наносится шагрень на различные стыки, сварные швы. Обычная покраска лишь придаст цвет таким местам, когда шероховатость от части скроет видимые стыки и прибавит декор. К тому же наносить ее можно всего в 1 слой.

Созданная поверхность тактильно очень приятна.

Существуют специальные краски шагрень с разнообразной цветовой палитрой. Они не только придают декоративный окрас, но и выполняют защитную функцию. Препятствуют воздействию влаги, механическим и другим окружающим факторам.

Популярнейшим материалом является полимерная порошковая краска. Она наносится на любую поверхность, отштукатуренные, зашпаклеванные стены, металлические конструкции внутри помещения (шкафы, радиаторы отопления, сейфы, проч.).

Шагрень помогает скрыть визуальные дефекты конструкций, превратить их в элемент декора.

Виды красящих составов

Любой лакокрасочный материал классифицируется по основному компоненту, входящему в его состав. Так, порошковые шагреневые краски бывают следующими.

  1. Полиэфирными. Отлично подходят для наружного применения, где идет прямое воздействие на поверхность погодных факторов (дождя, снега, УФ-лучей от солнца, ветра, перепадов температур).
  2. Эпоксидными. Используются для поверхностей, на которые будут влиять кислотно-щелочные составы.
  3. Комбинированными (полиэфирно-эпоксидными). Отлично подходят для внутренних работ в помещении.

Полиэфирно-эпоксидные составы на рынке ЛКМ хорошо зарекомендовали себя так называемым эффектом «антик», когда цвет основного слоя краски от цвета самой шагрени отличается. Визуально это позволяет добиться очень нестандартного решения. Например, может быть белый шагрень на черном основании, или розовая шероховатость на розовой слегка розовой основе.

Размер шероховатости может быть крупной и мелкой. Выбор зависит только от личных предпочтений и финансовых возможностей. Расход будет больше у крупнозернистого покрытия.

Заключение

Шагрень обладает отличными визуальными характеристиками и свойствами защиты. Их можно применять как для внутренних, так и наружных работ. Имеется цветовая гамма решений, когда основание может быть отличным от самого узора шероховатости.

В части случаев шагрень является вынужденной мерой, для создания необходимого элемента дизайна комнаты или изделия.

Чтобы узор был максимально качественным и долговечным, необходимо приобретать только проверенные краски от известных марок.

Нанесение может выполняться без предварительной обработки поверхности. Но ее лучше сделать, чтобы покрытие прослужило долго и визуально было незаметно, что это ради скрытия существующих дефектов. Пусть все думают, что так и задумано.

Источник

Что такое шагрень когда она необходима а когда нет?

Эту разновидность случайно или намеренно получаемой фактура называют шагренью. Давайте, разберемся, что такое шагрень и как её избежать или, наоборот, получить.

Как распознать шагрень

Шагрень при покраске образует неровности и шероховатости разного размера, от нескольких сантиметров до сотых долей миллиметра. Особенно она заметна на металлических поверхностях, например, на кузовной части автомобиля.

Чтобы иметь представление, что называют шагренью при покраске, как она выглядит, можно посмотреть на корку апельсина – примерно так выглядит поверхность, испорченная шагренью. Удалить дефект сложно, иногда приходится подвергать поверхность очистке и повторному окрашиванию.

Выбор краски

Важнейший фактор в получении хорошего результата – покупка качественной краски. Я убежден – чем больше степень матовости, тем лучше. Точнее будет сказать наоборот – чем меньше степень глянца. Она указывается в особых единицах и для лучших образцов равна 2-3. 7 – это уже заметный блеск, выше – уже полная жесть. Вот посмотрите, на «двойку»:

Разница очевидна. Так вот, основной проблемой при покраске, как вы поняли, являются матово/глянцевые пятна, которые появляются из разной текстуры на разных участках поверхности. И чем ниже степень глянца, тем менее заметными будут эти переходы.

Следующая немаловажная характеристика – время высыхания. Чем оно будет больше, тем лучше. Почему – думаю, должно быть понятно. Что бы успеть накрывать каждый участок, пока предыдущий не подсох. Кроме того, по моим наблюдениям, чем больше в краске величина «сухого остатка», тем она лучше (эту характеристику ищите на сайтах производителей). На сегодняшний день лучшими для меня являются краски Paritet Facade и Dulux Office Room. Обе они суперматовые, обе очень стойкие к внешним воздействиям, укрывистые. Но степень белизны у Paritet повыше. Dulux слегка желтит, да и стоит дороже.

Вообще, вот статья, где разъясняется разница между дорогими и дешевыми красками.

Как возникает шагрень

Шагреневая поверхность может получиться по многим причинам. Самые распространенные из них:

  • Некачественная краска, лак или грунтовка.
  • Неправильное использование окрасочного оборудования.
  • Плохо подготовленное основание для окрашивания.
  • Применение при послойной окраске материалов разных торговых марок или разных партий, несовместимых между собой.

В результате подобных причин микроскопические частицы окрасочных составов не сливаются между собой, и поверхность получается недостаточно гладкой.

Как красить без шагрени

Если для стен небольшая шагрень – это допустимое явление, тем более что сейчас модно красить стены и потолки краской, создающей эффект шагрени, то для автомобиля такой дефект совершенно не желателен. Знать, как покрасить авто без шагрени, лучше каждому, кто берется за такую работу, а вообще идеально доверить её — мастерам с профессиональным оборудованием.

Для профилактики дефекта необходимо выполнить следующие условия:

  • Лучше доверить процесс окрашивания специалисту, имеющему профессиональный бокс. Температура воздуха в боксе должна быть в пределах 18–24˚C, иначе могут возникнуть проблемы с консистенцией краски, что потребует больших трудозатрат.
  • Компрессор краскопульта должен быть настроен правильно, чтобы давление в системе было постоянным и не было случайных выхлопов воздуха.
  • Мастер правильно подберет расстояние от сопла краскопульта до поверхности кузова, чтобы некоторые частицы краски не высохли еще в воздухе.
  • Необходимо, чтобы температура металла соответствовала внешней температуре, иначе краска, попавшая на холодный металл кузова, ляжет неровно.
  • Большое значение имеет равномерная, неспешная сушка кузова. Нельзя сушить металл воздухом из краскопульта, это обязательно приведет к образованию шагрени.

Очень важно красить качественным инструментом, с идеально отрегулированным соплом для нанесения окрасочного состава на конкретный автомобиль.

Маленькая хитрость

Если вы когда-нибудь уже пробовали красить своими руками, то, возможно, знаете, как трудно получить четкий переход от одного цвета к другому на плоскости и, тем более, в углу. Потому что малярный скотч имеет свойство пропускать под себя немного краски. Подскажу способ, позволивший мне этого избегать и, в частности, выполнить столь сложную комбинированную покраску:

Как убрать шагрень после покраски

Если несмотря на все предпринятые меры небольшие неровности все же появились, можно попробовать убрать шагрень с помощью полировки. Ручная полировка предполагает использование наждачной бумаги разной зернистости и специальных полировочных паст.

Полировку производят, нажимая на наждак с равным усилием, чтобы не осталось царапин и полос. Поверхность кузова постоянно поливают чистой водой, желательно дистиллированной.

Если полировку вручную проводить трудно, лучше воспользоваться шлифовальной машинкой или специальным полировочным кругом. Работа пойдет быстрее, и качество полировки не пострадает.

После матирования поверхность кузова полируют. Применяют несколько видов полировочной пасты с различными абразивными характеристиками. При каждой смене пасты на менее абразивную поверхность промывается чистой водой.

Если после всех этих действий шагрень осталась, то единственный выход – снимать лакокрасочное покрытие и выполнять новое окрашивание.

Эффект шагреневой поверхности

Фактура «шагрень» — современное направление в оформлении квартир и домов, любимое дизайнерами. Очень удобный вид окраски, хорошо скрывающий мелкие дефекты поверхности, не требующий предварительного шпатлевания и штукатурки – если, конечно, на стенах нет выбоин и трещин глубже 2 мм.

Большой выбор цветов и оттенков делает такую фактурную краску весьма популярной. Кроме того, она наносится на поверхность только один раз, что значительно облегчает и упрощает малярные работы.

Изготавливаются фактурные составы на основе водоэмульсионных красок. Готовят их в специальном лопастном миксере, загружая в него водоэмульсионную краску на синтетической основе и наполнители – калийное стекло и маршаллит. Приготовленный состав выдерживают около получаса, после чего он становится полностью однородным.

Поверхность сначала хорошо очищают и грунтуют синтетическим окрасочным составом. После того как грунт высохнет, наносят краску в один или два слоя толщиной 1-2 мм. В работе можно использовать краскопульт или, для небольших площадей, малярный валик.

Не нужно пытаться только с помощью фактурной краски закрыть большие изъяны поверхностей. Если на основании есть большие углубления и неровности, их все же предварительно придется заделать. Сейчас выпускают фактурные штукатурки, которые можно использовать для такой цели. После высыхания штукатурку покрывают акриловой краской, и эффект шагрени сохраняется.

Порошковые составы

Для окраски металлических поверхностей применяют порошковые составы. Они также дают хороший эффект шагрени, маскируя царапины и неровности. Здесь нужно ориентироваться на объект, который нужно оформить.

Полиэфирная краска шагрень больше подходит для изделий, предназначенных для использования вне помещений. Такие составы хорошо переносят капризы погоды и защищают объект от негативного воздействия атмосферных явлений.

Если же изделие или конструкция подвергаются действию химических веществ, то лучше воспользоваться краской на эпоксидной основе. Смешанные эпоксидно-полиэфирные краски используют для конструкций внутри помещений.

На основе фактурных составов можно добиться очень интересного эффекта «Антик». Дело в том, что выступы на окрашенной поверхности чуть отличаются от цвета основы. В результате получаются оригинальные оттенки, учитывая разнообразие расцветок порошковых красок.

Краски с шагреневым эффектом обладают износоустойчивостью, стойкостью к истиранию, не выцветают, значительно экономят средства при ремонте и обладают неповторимым оригинальным внешним видом. Использование таких составов в оформлении помещений, металлических изделий и конструкций придает им прочность, стойкость к воздействию внешней среды и особый шарм.

Разновидности дефектов и причины их появления

Шагрень – это одна из разновидностей дефекта окраски. Внешне поверхность выглядит неровно. Шероховатости могут быть большие, бросающиеся в глаза, средние и мелкие, едва заметные. Причины возникновения этих дефектов различаются в зависимости от разновидности. Классифицируются они следующим образом:

  1. Беспорядочно образованные погрешности разных размеров.
  2. Равномерно распределенные впадины одинаковых размеров.

Причинами беспорядочных и неровных дефектов становятся:

  • Нанесение краски или лака, при котором ЛКМ высыхает неравномерно, образуя неровности;
  • Технической причиной может стать слишком жидкий лак, который образует тонкий слой, или наоборот толстый слой распыления;
  • Если не хватает разбавителя, или он быстро испаряется, оставляя краску на поверхности не засохшей, образуется съеженная корка;
  • Эффект можно наблюдать при быстром высыхании распыляемого лака.

Равномерные дефекты представляют собой одинаковые по размерам впадины. Причинами их появления становятся:

  • Быстрое испарение разбавителя, в результате чего верхний слой лака высыхает быстрее, образуя однородные ячейки;
  • Недостаток разбавителя.

Важно! Разбавитель должен испаряться столько времени при определенной температуре, чтобы слои высыхали равномерно, и верхний слой успел расправиться. То есть материал нужно выбирать медленный.

Нарушения технологии работ

Разобравшись, что это такое – шагрень, какая она бывает, стоит понять и другие причины ее появления при окраске. На подготовительном этапе часто возникают ошибки при разведении красящего состава. Он может быть слишком вязкий или в ЛКМ добавляют недостаточно разбавителя.

Важно правильно выбрать материал, каждый вид краски требует определенный сорт разбавителя, предназначенный для работы именно с этим видом покрытия. Вид зависит от размеров окрашиваемой поверхности, рабочей температуры и потока воздуха.

При нанесении краски причиной появления шагрени может стать недостаточное давление при распылении или слишком высокий напор. Для краски нужно использовать рекомендованное оборудование.

Нарушением технологического процесса может стать высокая или низкая температура воздуха при проведении работ. Рекомендуется проводить окрашивание при температуре примерно 20ºC. Материалы для работы также не должны быть холодными.

Важно правильно готовить краску. Дефекты могут появиться по причине неправильно подготовленной краски. Необходимо проверять вязкость ЛКМ, в них необходимо добавлять достаточное количество присадок. Пропорции соблюдать строго, используя мерные емкости или линейку.

Шагрень на автомобиле

Довольно часто эффект апельсиновой корки встречается при непрофессиональной покраске. Опытные специалисты знают, на каком расстоянии необходимо проводить работу. Любые неловки движения руки становятся причиной неровного окрашивания. Поэтому доверяя это дело новичку, стоит быть готовым к тому, что результат может быть не совсем удачным.

При обработке автомобиля стоит следить за тем, чтобы распыление было качественным. Забившийся краскопульт – частая причина возникновения проблемы. Стоит обратить внимание на качество грунтовки или шпаклевки автомобиля. На текстурную поверхность нанести ровный слой лака проблематично.

Источник

Оцените статью