Самый редкий цвет в мире краски

Находка T&P: самые редкие цвета мира из Гарвардского художественного музея

Соня Емельянова

Многообразие цветов для нас — дело обычное. Сейчас, когда тысячи оттенков можно найти даже в простейшем визуальном редакторе, сложно представить, что раньше человечество жило в гораздо менее цветном мире. Оказывается, самые редкие цвета, например лазурит, хранятся в Центре Штрауса Гарвардского художественного музея.

Некоторые красители были настолько редки, что по цене приравнивались к золоту, а их продавцы по умолчанию обладали большой властью. Например, в Средние века лазурит, который добывали в Афганистане, стоил дороже всех драгоценных металлов. В коллекции Центра Штрауса — около 2 500 самых редких в мире оттенков. Некоторые образцы — настоящие музейные экспонаты: эти пигменты не найти в открытом доступе, не купить в художественном магазине, и их не используют в производстве.

История гарвардской библиотеки пигментов началась с Эдварда Форбса, который занимал должность директора художественного музея Фогга в Гарварде с 1909 по 1944 год. Форбс заинтересовался пигментами в 1899-м, когда приобрел картину XIV века «Мадонна с младенцем и святыми» и вскоре заметил, что состояние полотна быстро ухудшается. Так Форбс начал серьезно изучать процесс создания картин и годами собирал различные оттенки со всего света. Одной из целей его путешествий стала проверка подлинности картин, в том числе и классических итальянских полотен из его личной коллекции. Спустя много лет библиотека пигментов Форбса разрослась до 2 500 уникальных образцов.

© Zak Jensen & Andrea Shea/WBUR

Нынешний директор Центра Штрауса и хранитель коллекции Нараян Кхандекар за последние 10 лет добавил в библиотеку множество современных пигментов. На сегодняшний день коллекция используется в основном для научных исследований и анализа подлинности художественных произведений. «В наше время художники используют любые материалы, чтобы облечь свою мысль в физическую форму. Это могут быть куски пластика, банки, что угодно. Мы должны уметь идентифицировать множество различных материалов, которые производятся промышленно, а также специальные, те, что предназначены для художников», — отмечает Кхандекар. Специалисты Центра Штрауса изучают пигменты с помощью методов масс-спектрометрии и газовой хроматографии. Например, в 2007 году лаборатория центра помогла доказать, что «вновь найденная» картина Джексона Поллока является подделкой: анализ пигмента показал, что использованный цвет (а именно Ferrari Red) был изобретен через 20 лет после смерти художника. Нараян Кхандекар выделяет несколько особенных образцов коллекции:

Синтетический ультрамарин (Synthetic ultramarine)

Был открыт в 1826 году в рамках конкурса. Изобретение синтетического ультрамарина позволило художникам не покупать натуральный по цене золота.

«Коричневая мумия» (Mummy brown)

Этот редкий оттенок получали из смолы: ею пропитывалась ткань, в которую были завернуты настоящие мумии. Этот оттенок коричневого, содержащий аммиак и частицы жира, был очень популярен в веках.

Этот пигмент, полученный из тропического дерева цезальпинии, использовали в текстильной и кожевенной промышленности, при изготовлении чернил, красок и лаков. Также красная древесина цезальпинии применялась для изготовления скрипок, оружия и мебели.

Пигмент кверцитрон получают при перемалывании коры черного дуба Quercus velutina. Он растет в США, а в Европу его завезли в конце XVIII века.

Аннато — натуральный оранжевый краситель — очень распространен в наши дни. Его используют в производстве сливочного масла, сыра и косметики. Получают аннато из семян одноименного кустарника, который растет в Центральной и Южной Америке.

Лазурит производили из одноименного минерала, который добывали в Афганистане. В Европе он ценился больше золота, пока не был изобретен синтетический синий пигмент.

«Кровь дракона» (Dragon’s blood)

Этот ярко-красный пигмент получают из ротанга (ротанговой пальмы), а не из дракона.

Кошениль (Cochineal, кармин)

Натуральный красный краситель получают из самок жуков кошенили. Он до сих пор используется в косметике, парфюмерии и еде.

Кадмий желтый (Cadmium yellow)

Желтый кадмий появился в середине XIX века и стал невероятно популярен среди импрессионистов. В начале XX века распространился красный кадмий. Кадмий — тяжелый металл, он достаточно токсичен, однако его активно используют в промышленности. Вплоть до 70-х годов именно этим оттенком окрашивались детали Lego.

Изумрудно-зеленый (Emerald green)

Этот цвет популярен не только у художников, но и у дезинсекторов: им красят стволы деревьев для защиты от насекомых. Крайне токсичен. Именно этого цвета фон автопортрета Ван Гога, посвященного Полю Гогену.

Индийский желтый (Indian yellow)

В коллекции Центра Штрауса есть редкий образец индийского желтого — красителя, полученного из мочи коров, которые питались только листьями манго. Производство пигмента прекратили из-за вреда здоровью животных.

Источник

10 самых необычных оттенков и красок в мире

В современном мире в любом специализированном магазине легко купить краску невероятного оттенка. Мы даже не можем придумать оригинальные названия тысячам существующих вариантов. Но так было не всегда. Давайте узнаем истории, связанные с редкими оттенками красок.

1. Пурпурный

Пурпурный цвет долгое время считался цветом царей, королей, самых богатых людей планеты. Это связано с тем, что изготавливали краситель из моллюсков, которых требовалось 9000 штук для получения нескольких грамм красителя.

В Британии Елизавета I даже ввела ограничение на использование данного цвета для всех людей, которые не относились к королевской семье. Такую ситуацию можно было наблюдать по всему миру вплоть до 1856 года. В тот год один из молодых химиков случайно открыл технологию, которая давала возможность массово окрашивать ткани в пурпурный цвет. Он получил патент на эту технологию, прославился и разбогател.

2. Кармин Красный

После того, как была открыта Америка, нашли новый источник красного красителя. Эту краску использовали майя и ацтеки. Она была интенсивного цвета, очень стабильно окрашивала ткани, отлично держалась. Изготавливали ее из насекомых красного цвета — самок кошениль.

Кстати до сих пор люди активно используют краситель из этих жуков, как в косметике, так и в еде. Ученые и сейчас находятся в поиске универсальных красных оттенков со стабильными качествами. Красные пигменты считаются нестабильными, некоторые опасны для людей.

3. Оранжевый

Вулканический осадок являлся главным источником оранжевого пигмента вплоть до 20-го века. Особенно для стран Азии и Ливана. При определенной обработке это вещество меняло оттенки от золотистого до насыщенно оранжевого.

Во время производства использовали много ручного труда. Также по технологии в состав входили высокие дозы мышьяка.

4. Краска из мумий

Это невероятно, но чудесный оттенок, который колебался между насыщенным серым и цветом обожженного янтаря получали, перемалывая мумии из Египта. Это не шутка. Намного ужаснее то, что порошок из мумий использовали также в фармакологии.

Естественно настоящих мумифицированных трупов из гробниц не так уж было много в распоряжении поставщиков. Продавцы начали использовать трупы людей, которые были не нужны родственникам. Они их обмазывали битумом и оставляли сушиться на солнце.

В качестве лекарства порошок из трупов прекратили использовать в связи с тем, что у больных наблюдались симптомы пищевого отравления, аллергии, диареи, дизентерии и многие другие проблемы.

Художники еще в 19 веке с удовольствием использовали трупную краску. Они знали только то, что она из Египта, но из чего именно ее делают.

5. Желтый из Индии

Только в 1883 году художники в Европе узнали, что используют краску желтого цвета, которая сделана из мочи коров. В 18-19 веках она была невероятно популярна, практически незаменима при прорисовке деталей лица белокожих людей.

После пугающего откровения эту краску запретили продавать. Коров кстати специально кормили листьями манго для яркого оттенка. А такая еда не слишком полезна для их здоровья.

6. Светящаяся краска из радиоактивного вещества

В период 1910-1920 годов для покупателей была доступна краска, которая светилась в темноте красивым зеленым цветом. Для яркого эффекта свечения в ее состав добавляли радиоактивное вещество — радий. На тот момент он был только открыт Марией Кюри в 1898 году. Его опасность для людей была не известна.

Несколько торговых марок начали использовать краску с радием для военных. С ее помощью окрашивали циферблаты часов. Это должно было помочь военным видеть стрелки в темноте. Очень быстро об этом чуде узнало мирное население. Сотрудницы, которые изготавливали циферблаты, могли, развлекаясь, накрасить этой краской зубы, ногти, волосы. Очень быстро у них проявились страшные проблемы со здоровьем. Разрушались и отпадали целые части тела, а скелеты рассыпались.

7. Удивительный черный цвет

Черный цвет – цвет, который должен поглотить весь свет, который видит человек, и ничего не отражать. Настоящий черный оттенок появился сравнительно недавно.

Ученые изобрели черный цвет, поверхность которого в краске можно представить как поле с колосками. Эти «колоски» способны полностью поглощать все виды света, даже те, которые не видит глаз человека. Их миллиард в одном квадратном сантиметре этой краски. Называется этот шедевр — Вантаблэк (Vantablack).

8. Цвета, созданные искусственным интеллектом

Для того, чтобы искусственный интеллект смог работать в сфере разработки цветов, ему ввели информацию о 7700 цветах и их характеристиках.

В результате компьютер разработал новые цвета, которые вы можете видеть на картинках под номерами: 223,179,173,165,137,231. Количество разработок ИИ в этом направлении постоянно растет.

9. Биолюминесцентный синий

Биолюминесцентная синяя краска была впервые представлена зрителям в 2016 году на выставке картин в Австралии. В ее состав вошли бактерии из морской воды Ali Vibrio fischeri. Именно их свечение мы видим ночами в воде.

Такое свечение не удается долго поддерживать, оно быстро заканчивается в краске (бактерии гибнут). Во время нанесения краска является прозрачной. Не исключено, что в будущем свечение живых бактерий будет использовано для освещения улиц и зданий.

10. Поверхности с изменением цвета

Ученые сейчас работают над поверхностями, которые меняют свой цвет в зависимости от различных факторов. Это может быть настроение человека, день недели или время суток. Предполагается, что в выключенном состоянии поверхность будет белого цвета.

Казалось бы, что за столько лет трудно изобрести что-то новое. Но ученые и энтузиасты не останавливают своих поисков. Ведь цвет важен, он создает настроение.

Источник

Оцените статью