Возлагать надежды молча соглашаться масляная краска произвести расчеты

Синтаксис — ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Цели: систематизировать и обобщить знания о синтаксисе; совершенствовать умения находить словосочетания в предложении, определять виды синтаксической связи в словосочетании; учить находить в тексте односоставные, сложные предложения, предложения с союзной и бессоюзной связью; развивать пунктуационную зоркость.

Планируемые результаты: уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; понимать значение изучения синтаксиса; знать признаки словосочетания, предложения, текста; знать правила построения синтаксических единиц; владеть навыками устной и письменной речи.

II. Анализ выполнения теста

III. Проверка домашнего задания

1. Упр. 248 — обсуждение выполненных заданий.

2. Упр. 252 — обсуждение выполненных заданий.

3. Чтение и обсуждение конспектов § 46 (по заданию повышенной трудности, с. 174).

IV. Закрепление изученного материала

— Что называется словосочетанием? Какие виды словосочетаний вам известны?

— Приведите примеры согласования, управления, примыкания.

— Чем предложение отличается от словосочетания?

— Чем в предложении может быть выражено подлежащее?

— Чем в предложении может быть выражено сказуемое?

— Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?

— Что такое неполные предложения? В каких случаях они употребляются? Приведите примеры.

— Какие слова грамматически не связаны с членами предложения?

— Какие знаки препинания используются в предложениях с грамматически не связанными членами?

2. Выполнение практических заданий

Возлагать надежды, молча соглашаться, масляная краска, произвести расчёты, рассчитать точь-в-точь, прийти на помощь, сжигать мосты, претворять в жизнь, сыграть вничью, трудиться бок о бок, устилая землю, упрекать в невежестве, действовать бескомпромиссно, беспринципное поведение, чуть-чуть лучше, глаза в пол-лица, избирательная кампания, обессилеть от усталости, выжженная трава, масленые блины.

1) Определить способы связи в приведённых словосочетаниях.

2) Объяснить правописание данных слов.

— Определите, какие сказуемые являются составными.

1) Над рекой начинал подниматься туман.

2) Он ещё будет учить меня!

4) Мы одержали победу в трудной борьбе.

5) Он вдруг перестал смеяться.

7) Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

9) Он задрал голову кверху.

11) Быть может, он для блага мира иль хоть для славы был рождён. (А. Пушкин)

12) Отблеск луны на реке казался дрожащим светлым мостиком.

Составные глагольные сказуемые: 1, 5, 6, 7 — главное предложение, 10; составные именные сказуемые: 11, 12; простые глагольные сказуемые, выраженные: формой составного будущего времени — 2, неделимыми словосочетаниями — 3, 4, глаголом в придаточном предложении — 7, фразеологическим словосочетанием — 8, глаголом — 9.

1. Упр. 253 — обсуждение вопросов и заданий, комментированное письмо.

2. Упр. 254 — самостоятельная работа с последующим обсуждением.

3. Упр. 255 — выполнение по двум вариантам (по два предложения каждому).

4. Упр. 256 — самостоятельная работа с последующим обсуждением.

5. Упр. 258 — выразительное чтение, выполнение по двум вариантам с последующим обсуждением.

4. Тест по теме урока (См.: КИМы, тест 5.)

V. Подведение итогов урока

— Какую функцию выполняет словосочетание?

— Каковы функции предложения, текста?

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2023 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Источник

Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс

2. Подготовиться к изложению из шестого десятка (Х9 51—60).

Цель урока: совершенствовать навыки изложения текста; формировать умение самостоятельно мыслить, анализировать текст; развивать творческие способности учеников.
Ход урока

Учитель выбирает изложение и зачитывает текст один раз, учитывая, что ученики дома подготовились к изложению и тексты им знакомы, О том, что текст будет зачитываться один раз, надо предупредить заранее.

Далее ученики работают самостоятельно. Такая работа активизирует домашнюю подготовку концентрирует внимание, требует сосредоточенности, тренирует психологическую устойчивость к условиям экзамена.
Домашнее задание

1. Повторить темы «Словосочетание», «Простое предложение».

2. Упражнение 268 — письменно.

Урок 62. Повторение. Синтаксис. Словосочетание.

Простое предложение. Пунктуация

Цель урока: закрепить знания о синтаксисе словосочетания и простого предложения, умение использовать теоретические знания по синтаксису для целей грамотного письма.
Ход урока

I. Анализ изложений
II. Повторение темы «Словосочетание»

— Что называется словосочетанием? Какие виды словосочетаний вам известны?

— Приведите примеры согласования, управления, примыкания. (Согласование: третье тысячелетие, собачья будка, своё мнение, отрешенное лицо; управление: миновать препятствие, уверять в почтении, надеяться на лучшее, выход из тупика; примыкание: говорить наобум, пришел проститься, говорить заикаясь.)

— Какие грамматические значения могут иметь словосочетания?

— определительное — южный ветер, тетрадь в линейку (разлинованная тетрадь), свой парень — т. е. отвечает на вопросы какой? чей?;

— обстоятельственное — летать над морем, летать высоко, очень высокий, сияющий от радости (главное слово обозначает действие или признак, зависимое — признак этого действия или признака, отвечает на вопросы как? в какой степени? где? куда? когда? как долго? почему? и другие вопросы обстоятельств);

— дополнительное — чистить ботинки, воспринимать услышанное, направленный к цели (главное слово обозначает действие или признак, а зависимое — предмет, на который направлено это действие или признак, отвечает на вопросы косвенных падежей);

— Что такое синонимичные словосочетания? Приведите примеры. (Словосочетания, разные по строению, но сходные по грамматическому и лексическому значению: юноша высокого роста — высокорослый юноша, варенье из вишни — вишневое варенье.)
2. Практические задания.

1) Словарный диктант с грамматическим заданием:

Возлагать надежды, молча соглашаться, масляная краска, произвести расчеты, рассчитать точь-в-точь, прийти на помощь, сжигать мосты, претворять в жизнь, сыграть вничью, трудиться бок о бок, устилая землю, упрекать в невежестве, действовать бескомпромиссно, беспринципное поведение, чуть-чуть лучше, глаза в пол-лица, избирательная кампания, обессилеть от усталости, выжженная трава, масленые блины.

Задания: определить способы связи в словосочетаниях; объяснить правописание слов.
2) Выберите из данных примеров словосочетания и ответьте на вопросы (примеры написаны на доске; в сильных классах можно выполнять задание на слух):

Последний звонок, после работы, решать задачу, выполнять одновременно, уникальный прибор, сканирование текста, что случилось, довольно общо, экзамены на носу, думать молча, фай создан.

— Почему не являются словосочетаниями некоторые примеры?

После работы (это существительное с предлогом), что случилось, экзамены на носу, файа создан (это предложения).

— Назовите способы связи в остальных примерах (последний звонок, уникальный прибор — согласование; решать задачу, сканирование текста — управление; выполнять одновременно, довольно общо, думать молча — примыкание).
3) В чем особенность следующих словосочетаний: хочу отдохнуть, надо отметить, можно сказать? Составьте предложения с этими словосочетаниями и выделите грамматическую основу.

(Подобные словосочетания называются неделимыми, они являются одним членом предложения. Например: а) В каникулы я хочу отдохнуть на даче. б) Наиболее трудные слова надо отметить в тетради. в) Другу можно сказать все.)
III. Повторение темы «Простое предложение»

— Чем предложение отличается от словосочетания? (Предложение — основная синтаксическая единица. Предложение имеет грамматическую основу, оно служит для сообщения, вопроса, побуждения, а словосочетание состоит из главного и зависимого слова и служит для более точного названия предметов, действий и их признаков. Предложение, в отличие от словосочетания, характеризуется смысловой и интонационной законченностью, может быть восклицательным.)

— Чем в предложении может быть выражено подлежащее?

— В каких случаях сказуемое не согласуется с подлежащим? Приведите примеры. (Сказуемое не согласуется с подлежащим, если в роли сказуемого выступают отглагольные слова, глагольно-междометные формы внезапного или мгновенного действия. Это встречается преимущественно в разговорной речи. Примеры: Татьяна ах! А он реветь.— А. С. Пушкин. А щука выскользнула из рук и бултых в воду! Вдруг в окно кто-то стук-стук.)

— Чем в предложении может быть выражено сказуемое?

— Назовите основные виды сказуемых.

— Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?

— В каких случаях тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке не ставится? (Если сказуемое присоединяется сравнительными союзами как, будто, словно, что, точно: Девичьи слезы что вода. Один брат словно отражение другого. Если подлежащее выражено личным местоимением: Ты мне друг? Вы автор песни? Если при сказуемом есть отрицательная частица не: Гусь свинье не товарищ. Бедность не парок. Если на подлежащее падает логическое ударение, тире может ставиться и в этих случаях.)

— Что такое неполные предложения? В каких случаях они употребляются? Приведите примеры. (В диалоге: — «Я не держу тебя; но где ты свои проводишь вечера? — «У Лариных». (А. С. Пушкин.) — Как проехать к вокзалу? — Две остановки на троллейбусе. — Вам чай или кофе? — Чаю, пожалуйста. Во второй части сложных предложений: Я был озлоблен, он угрюм. (А. С. Пушкин.) Бабушка любит черный чай, а я — зеленый. В данном случае тире обозначает паузу на месте пропущенного сказуемого.)
2. Практические задания.

1) Определите, какие сказуемые являются составными: а) Над рекой начинал подниматься туман; б) Он еще будет учить меня!; в) Дай слово молчать!; г) Мы одержали победу в трудной борьбе; д) Он вдруг перестал смеяться; е) Ты готов нам помочь?; ж) Каждый охотник желает знать, где сидит фазан; з) Не задирай нос!; и) Он задрал голову кверху; к) Я рад вас слышать; л) Быть может, он для блага мира иль хоть для славы был рожден. А. С. Пушкин; м) Отблеск луны на реке казался дрожащим светлым мостиком.

(— Составные глагольные сказуемые: а), д), е), ж) главное предложение, к);

— составные именные сказуемые: л), м);

— простые глагольные сказуемые: б) выражено формой составного будущего времени, в), г) — неделимыми словосочетаниями, ж) глаголом в придаточном предложении; з) — фразеологическим словосочетанием, и) простым глагольным сказуемым.)
2) Найдите сказуемое, определите его вид, объясните постановку знаков препинания: Механический соловей был как живой. (Составное именное сказуемое включает сравнительный оборот, запятая перед союзом не ставится.)
3) Найдите неполные предложения: а) Первый теплый денек. б) Стемнело. в) Слышу знакомую мелодию. г) Почту обычно доставляют по утрам. д) Мне с сахаром.

(Предложения а), б), в), г) — полные, односоставные: а) — назывное, б) — безличное, в) — определенно-личное, г) неопределенно-личное. Предложение д) — неполное.)
IV. Проверка домашнего задания

Упражнение 268: определим типы односоставных предложений; повторим постановку знаков препинания при прямой речи и при обращении.
V. Домашнее задание

1. Упражнение 270 — устно, 271 — письменно.

2. Подготовить сообщение об обособлении второстепенных членов предложения, используя текст упражнения 275.

3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение об одном из выдающихся русских лингвистов.

Урок 63. Повторение. Синтаксис.

Простое и сложное предложения. Пунктуация

Цель урока: закрепить знания о синтаксисе словосочетания и простого предложения, умение использовать теоретические знания по синтаксису с целью грамотного письма.
Ход урока

I. Сообщение об одном из выдающихся русских лингвистов
II. Проверка домашнего задания

Взаимопроверка упражнения 271; определение стиля текста.
III. Пунктуация в простом предложении

1. Выполним устно упражнение 272, предложения 3, 7 и 8 (с обобщающими словами) запишем, сделаем схемы.

Для экономии времени можно дать задание выписать только пропущенные буквы и знаки препинания, а потом проверить по «ключу»: 1) е а, а к. 2) е / з е /. 3) , , — . 4) е / и / , и /. , — ! 5) , , е а , . 6) . 7) : наверху, внизу — и. 8) , : , , е — , .

Злоупотреблять такими заданиями не стоит. Они оправданы только тем, что детям придется иметь дело с различными тестами, где информация формализована и ответы на вопросы требуются соответствующие.
2. Предложения с грамматически не связанными членами.

— Какие слова грамматически не связаны с членами предложения?

— Какие знаки препинания используются в предложениях с грамматически не связанными членами?

(Обращения, вводные слова, междометия. Используются выделительные знаки.)

Задание 1. Рассказать о знаках препинания при обращения, используя схемы упражнения 273 (II). Привести примеры.

1) [О, о, . ]? Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь, нагнувшись под метелью белой?

2) […, о, о, . ]. Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться на стало нам время. (А. С. Пушкин.)

3) […, о]! Как хорошо ты, о море ночное! (Ф. И. Тютчев.)

4) [О! О! . ]! О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь! (А. А. Блок.)

Вариант задания: Найти соответствия схем, записанных на доске, и предложений (на слух).
Задание 2: Расставьте знаки препинания в предложениях, объясните роль выделенных слов в предложении.

а) Ты кажется устал? б) Ты кажешься усталым. в) Было знаете жарко. г) Вы знаете его? д) Никто однако не знал так лес, как он. е) Я уже не надеялся на удачу однако мне повезло.

(В предложениях а), в), д) есть вводные слова, они выделяются запятыми: Ты кажется устал? Было, знаете, жарко. Никто, однако, не знал так лес, как он. В предложениях б) г) эти же слова являются членами предложения; в предложении е) слово однако является союзом, синонимом союза но: Я уже не надеялся на удачу, однако мне повезло.)
Задание 3: Назовите случаи, когда вводные слова не обособляются. Приведите примеры.

— вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота. Например: Вероятно пораженная этим сообщением, женщина замерла.

— вводное слово нельзя опустить (между сочинительным союзом и вводным словом). Например: Мы не только не опоздали на вокзал, а напротив, мы еще успели купить продукты в дорогу.)
3. Работа с учебником.

1) Сообщение об обособлении второстепенных членов предложения.

2) Упражнение 277 (I) — разобрать устно.

3) Упражнение 276 — письменно.
IV. Занимательная лингвистика

Эпиграф: Обращаться с языком кое-как, значит и мыслить кое-как: не точно, приблизительно, неверно. (А. Н. Толстой)
Об одном лингвистическом историческом парадоксе

Писатель Юрий Тынянов в рассказе «Подпоручик Киже» описал историю, случившуюся в конце ХVIII века.

В то время не существовало не только компьютеров и ксероксов, но и пишущих машинок, и все документы приходилось переписывать от руки. Вспомним, что таким делом занимался Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н. В. Гоголя «Шинель».

Так вот, один писарь из канцелярии Преображенского полка копировал приказ, в котором значилось: «Подпоручики же Стивен, Рыбин, Азанчеев назначаются. » Что-то отвлекло его на секунду, и, вернувшись к работе, он вывел на бумаге: «Подпоручик Кюже, Стивен, Рыбин, Азанчеев назначаются. » Таким образом, в приказе появилась лишняя фамилия некоего подпоручика Киже.

А так как приказ был подписан самим императором, Павлом I, то мифический подпоручик продолжал существовать на бумаге. Фикция обретала все более вещественные черты: за чужую провинность подпоручик Киже был высечен, а после сослан в Сибирь; спустя положенное время вернулся из ссылки, получил чин поручика и даже женился на фрейлине. Затянувшаяся мистификация довела до того, что несуществующий офицер дослужился до генерала и был замечен царствующей особой: император пожелал видеть Киже. Пришлось срочно искать выход: скоротечная «болезнь» в три дня свела генерала Киже в могилу.

Это случилось более двухсот лет назад, но и сейчас грамматические ошибки приводят порой к парадоксальным ситуациям.

Важно обращаться с языком бережно и быть точным, особенно это необходимо при составлении документов или текстов, которые требуют однозначности. Например, двусмысленна фраза: «Наша цель — коммунизм». Цель, к которой надо стремиться, или цель, в которую надо метить?

Еще пример: при выдаче аттестата зрелости вместо имени «Наталия» был записан его вариант — «Наталья». Этот вариант не совпадал с тем, который был записан в паспорте. Неточность вызвала проблемы при подаче документов в вуз. То же относится к другим именам, имеющим варианты написания: Даниил, Данил и Данила; Софья и София и т. д. Порой незначительный, казалось бы, огрех, чья-то невнимательность приводит к неприятностям и потере драгоценного времени.
V. Домашнее задание

1. Упражнения 277 (II, III), 278 — письменно.

2. Повторить темы «Текст», «Стили речи», «Типы речи».

3. Индивидуальные задания (опережающие): сделать рефераты статей на лингвистическую тему; написать рецензию на литературное произведение, спектакль, кинофильм (по выбору).

Урок 64. Текст. Стили речи. Типы речи

Цель урока: систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о типах речи (повествовании, описании, рассуждения); совершенствование навыков анализа текста; напомнить о правилах составления конспекта.
Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложений:

1) Свежо предание, а верится с трудом. (А. С. Грибоедов.)

2) Как платья, волосы, так и умы коротки. (А. С. Грибоедов.)

3) Каждый человек — это мир, который с ним рождается и с ним умирает. (Г. Гейне)

4) В предстоявшем деле следовало быть мудрым, яко змий, и кратким, как голубь. (Г. Успенский.)

Источник

Оцените статью