Главная » Биография Пабло Пикассо. «Кубизм»

Биография Пабло Пикассо. «Кубизм»

Пабло Пикассо «Авиньонские девицы»Во все времена независимо от направлений, к которым принадлежало их творчество, художники искали способы передачи мира, его красок и форм на плоскости холста. К началу XX века, времени развития фотографии, стало очевидно, что живопись отныне не является единственным способом отображения художественных образов в их «правильном» свете. Чтобы иметь право на жизнь и не утратить своей актуальности в условиях меняющегося мира, искусству требовалось открыть новый язык общения с ним. Для Пикассо этим языком стал кубизм.

Знаковой работой, предопределившей отказ художника от традиций реализма, стал портрет писательницы Гертруды Стайн. Пожалуй, до этого ни одна работа не давалась ему так тяжело. Портрет переписывался им 80 раз, после чего художник понял, что не может продолжать творить, оставаясь в рамках классической живописи. Натура в ее правдоподобной форме перестает его интересовать.

Отказу от изображения предмета в его «правильных» чертах способствовало и дальнейшее увлечение Пикассо искусством африканского континента. Изучая предметы африканского культа – маски, примитивные идолы и статуэтки, Пабло в своих картинах упрощает, освобождает от нагромождения деталей изображавшихся на них персонажей. Грубые, неуклюжие, словно вытесанные из камня или дерева, герои его полотен становятся похожи на истуканов с подобием ритуальных масок вместо лиц.

Наиболее яркая картина этого времени — «Авиньонские девицы», написанная в 1907 году.  Работа над полотном заняла у художника больше года и неоднократно переписывалась. Изображенные на картине женщины в конечном варианте напоминали грубо выписанные африканские статуэтки. Искаженная в духе примитива архитектура человеческого тела, схематично прописанные, нарочито деформированные лица женщин вызвали шок у зрителей и бурю критики в адрес Пикассо. Даже многие из близких друзей художника отказывались принимать картину как предмет искусства.

Но именно этой скандальной работе было суждено сыграть роль отправной точкой возникновения кубизма – нового направления в искусстве живописи, родоначальником которого при сотрудничестве с Ж. Браком и стал Пабло Пикассо.

В период с 1909 по 1917 год художник активно работает именно в этом направлении. Творчество Пикассо в рамках кубизма прошло несколько этапов развития.

«Сезанновский» кубизм. В работах этого периода находит отражение наследия П. Сезанна – используются излюбленные сезанновские цвета зеленых, коричневых, серых и охристых оттенков, расплывчатые и замутненные, а изображение строится из простых и четких геометрических форм. Яркие примеры картин этого этапа — «Две обнаженные фигуры», «Дружба», «Фермерша», написанные в 1908 году.

Начиная с 1909 года творчество Пикассо трансформируется «аналитический» кубизм, который предполагает разложение изображаемого предмета на составные разнородные части, легко отделяемые друг от друга. В соответствии с отличительными чертами аналитического кубизма выполнены картины «Портрет Амбруаза Воллара (1910), друга художника, коллекционера и ценителя искусства, «Портрет Фернанды Оливье» (1909), «Обнаженная» (1910), «Портрет Даниэля Анри Канвейлера» (1910).

Кубизм 1912-1914 годов называют «синтетическим», т.к. при создании картин непосредственные живописные средства сочетались с применением техники коллажа, появлением на полотне посторонних, не связанных с живописью объектов – обрывков газет, крупинок песка, веревок и ткани («Гитара», 1913; «Композиция с гроздью винограда и разрезанной грушей», 1914). В композиции включаются шифрованные телефонные номера, имена любимых, названия улиц и богемных питейных заведений («Харчевня (Ветчина)», 1912; «Ресторан: индейка с трюфелями и вином», 1912, «Обнаженная, Я люблю Еву», 1912).

Дробление образа, исчезновение перспективы, разложение и усиливавшееся искажение форм все больше превращали картины в абстрактные полотна, за которыми трудно было увидеть изображаемый предмет и разгадать замысел художника. Пикассо это не устраивало. В своем творчестве он всегда стремился к тому чтобы его художественный посыл был понятен зрителю и вызывал в душе смотрящего эмоциональный отклик. Абстракция же зачастую лишает большинство зрителей этой возможности. В силу этих причин, после длительного увлечения кубизмом, открывшем Пикассо и огромному количеству его последователей новые возможности для творчества, его создатель постепенно охладевает к своему детищу. Период кубизма для Пикассо заканчивается с началом Первой мировой войны. Хотя в дальнейшем художник продолжает использовать отдельные его приемы в процессе создания последующих произведений («Три музыканта», 1921; «Женщины, бегущие по берегу», 1922).

Несмотря на неприятие кубизма обществом, картины Пабло Пикассо всегда находили своего покупателя, что позволило ему серьезно улучшить свое финансовое положение и перебраться в собственную мастерскую в Клиши.

Картины Пикассо. Африканский период

Картины Пикассо. Кубизм