Главная » Биография Пикассо. Сюрреализм

Биография Пикассо. Сюрреализм

Пабло Пикассо «Сон»Пикассо никогда не был приверженцем одного стиля в искусстве, вся его жизнь прошла в творческих исканиях. В 1925 году поиски новых способов, форм и приемов отображения мира глазами художника привели его к сюрреализму.

Во многом этому повороту способствовала атмосфера разрушающейся семейной жизни испанского художника и русской балерины. Ольга Хохлова, получившая воспитание в лучших традициях высокого общества, требовала от Пикассо соблюдения подобных же правил приличия при посещении светских мероприятий. Но просьбы жены встречали резкий отпор у привыкшего к богемной жизни художника, в результате чего скандалы и конфликты стали частыми гостями в их доме. Вдобавок ко всему, в 1927 году Пикассо встречает свою новую музу – Марию-Терезу Вальтер, с которой практически сразу и начинает встречаться, несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте. К слову, с первой женой Пикассо так и оставался в официальном браке, вплоть до ее смерти в 1955 году. Все перипетии взаимоотношений с двумя женщинами в дальнейшем и станут объяснением переменчивого настроения его работ периода сюрреализма.

В условиях сложных отношений личного характера художник и знакомится с группой поэтов и живописцев во главе с Андре Бретоном, именующих себя сюрреалистами. Бретон и его последователи пропагандировали идеи постижения скрытых глубин творчества через погружение в мир бессознательного и снов. Эти идеи отчасти привлекли Пикассо, но вместе с тем, он не отдался им до конца, сохранив свою индивидуальность и свободу дальнейшего развития творчества.

Первой картиной, написанной в духе сюрреализма, стала работа «Танец» (1925). Фигуры, изображающие подобие танца, деформированы, искажены до болезненного состояния, граничащего с агрессией. Последующие работы мастера показывают зрителю мир ирреальный, в котором созданные галлюцинациями образы бьются в конвульсиях и истерике. Складывалось представление, что теперь Пикассо способен изображать лишь диких монстроподобных существ, тела которых разорваны на части и составлены в понятную лишь одному художнику комбинацию. Истошно кричащие, неимоверно раздутые, несущие агрессивный эротический подтекст – таковы персонажи картин «Фигуры на берегу моря (поцелуй)» (1931), «Купальщица» (1928), «Женщина в кресле» (1929). Большинство сюрреалистичных женских образов Пикассо – это пугающие машины с причудливыми деталями вместо конечностей и оскалом, заменяющим улыбку. И прототипом этих ужасающих хищных созданий для художника стала жена, Ольга Хохлова.

Однако, параллельно из-под кисти мастера выходят по-прежнему сюрреалистичные, но, в то же время, чувственные женские образы с плавным очертаниями и мягкими линиями искаженных тел. Источником вдохновения этих работ была юная Мария-Тереза Вальтер. Она стала моделью картин «Обнаженная на красной подушке (Мария Тереза)» (1932), «Женщина с цветком» (1932), «Лежащая женщина (Мария Тереза)» (1932) и многих других.

С Марией-Терезой связано и возникновение цикла графических работ, объединивших сюрреализм и наследие античных мастеров: серия гравюр «Любовь Юпитера и Семелы» (1930).

С началом 30-х годов наступает период увлечения Пикассо скульптурой. Художник, вдохновляемый красотой молодой девушки, создает сюрреалистическую скульптуру, бюсты и ню — «Лежащая женщина» (1932), «Женщина с вазой» (1933). Появляются статуэтки и металлические конструкции абстрактных форм — «Мужчина с букетом» (1934), «Конструкция» (1931, совместно с Х. Гонсалесом).

Разноплановость, разнонаправленность художника подчеркивают создаваемые в этот же период гравюры к классическим произведениям мировой культуры – «Метаморфозам» Овидия (1933).

Тогда же в работах Пикассо впервые появляется образ человека-быка – Минотавра («Минотавромахия», 1935). Минотавр Пикассо выступил символом вечной борьбы светлого и темного, разума и слепого инстинкта. Мастер словно предчувствует неотвратимость трагедии, которая вскоре обрушится на весь мир и изменит его навсегда.

Образ несущего смерть и разрушение быка завершает собой сюрреалистический период в живописи Пикассо.

Картины Пикассо. Сюрреализм

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*